Освещение ландшафта. Сказки, которые рассказывает свет. Часть первая.

Май 1st, 2008

Глаз человека хорошо адаптируется к темноте и способен различать предметы даже при освещенности равной 0.1 Люкс. Но свободно передвигаться человек может только при освещенности не менее 2 Люкс, которая достигается с помощью искусственного света.

Одна мощеная дорожка ведет к чистому пруду, вторая, огибая пеструю клумбу, к беседке, другая долго петляет в саду, позволяя наслаждаться ароматами зреющих фруктов и ягод, главная — направляет к парадному входу роскошного особняка. Нам неинтересно, что внутри этого замка: мы разворачиваемся прямо перед ступеньками, чтобы продолжить волшебную прогулку. День пролетит незаметно, землю окутают сумерки, и наступит ночь. Но тьме не удастся спрятать уже полюбившиеся тропки и скамейки у воды. Ведь неотъемлемая часть нашего ландшафта — светильники, свет которых стоит на страже комфортного пребывания человека на лоне природы.

Landwaftnoe osvewenie

Ландшафтное освещение несет не только важную функциональную нагрузку (подсветка хозяйственных зон, обеспечение безопасности передвижения), но и является очень привлекательным с эстетической точки зрения.

Ландшафтное и функциональное освещение принято рассматривать отдельно друг от друга. Задача дизайнера — слить воедино, в гармоничную композицию, эти два вида, не упустив ни одну из особенностей каждого их них.

Зачастую сложно представить, как красиво, но только если проект ландшафтного освещения выполнен блестяще, может выглядеть пейзаж, охваченный искусственным светом. Более того, искусственное ночное освещение часто побеждает дневной свет, так как содержит в себе заряд притягательной таинственности, интригующего блеска и пробуждающей аппетит сочности. Грамотно расставленные акценты на самые выигрышные объекты ландшафта, которые днем сливаются с общей массой, превращают вечернее и ночное нахождение на природе в настоящую сказку.

lo3.jpg

lo16.jpg

Кривая распределения света (КРС) — зависимость силы светового потока от направления в пространстве.

Все разнообразие светильников наружного освещения на основе кривой распределения света можно разделить на несколько групп: классические, сферические, полусферические, болларды, по-другому световые столбики, дорожные, встраиваемые, светильники отраженного света, эффектные, а также прожекторы и индустриальные светильники, редко используемые на загородных участках.

Высота классических светильников варьируется от 0.5 до 5 м.

Классические светильники часто называют парковыми из-за схожести их дизайна с дизайном светильников, размещаемых в городских парках. КРС классических светильников имеет форму синусоиды, то есть свет от таких источников распространяется в стороны. В связи с этим их лучше использовать для освещения крон деревьев, скульптур и стен соседних строений и отдавать предпочтение тем, что имеют высоту неравную росту человека, так как в этом случае свет слепит.

Свет сферических светильников равномерно распределяется во все стороны. Но не следует в светильниках шарообразной формы использовать мощные лампочки, опять же дабы избежать слепящего эффекта.

lo1.jpg

Отражатель полусферических светильников направляет свет в стороны и вниз или в стороны и вверх. Такие источники прекрасно освещают горизонтальные поверхности.

lo17.jpg

Высота боллардов варьируется от 0.5 до 1 м.

КРС боллардов похожа на кривую классических светильников. Столбики хорошо выступают в качестве маркировки на парковочных площадках, например.

lo6.jpg

Высота дорожных светильников варьируется от 0.5 до 1.5 м.

Дорожные светильники предназначены для освещения пешеходных дорожек или просто троп. КРС таких светильников имеет форму косинусоиды, то есть поток света от источников распространяется строго вниз. Ослепляющий эффект здесь полностью отсутствует.

Тропиночные светильники часто копируют цветы, грибы, камни, отчего прекрасно вписываются в общий вид местности.

lo4.jpg

Встраивать светильники можно как в горизонтальные, так и в вертикальные поверхности. Свет, который дают встраиваемые светильники, распространяется перпендикулярно поверхности плафона. Такие источники — невидимки, не загромождающие окружающее пространство ни днем, ни ночью.

lo2.jpg

lo5.jpg

Светильники отраженного света состоят из полой трубки с источником и световодом и крышки-отражателя, которая направляет яркий и равномерный поток вниз. В таких светильниках чаще всего используются металлогалогенные лампы, обеспечивающие отличную цветопередачу. На загородных участках металлогалогенки — редкость. Но было бы желание.

Эффектные светильники способны создавать рисунки, даже спецэффекты, на различных поверхностях.

lo11.jpg

lo7.jpg

Планировать размещение тех или иных светильников необходимо на последних этапах проектирования озеленения участка, потому что перед глазами будет практически полная, финальная, карта ландшафта с объектами и их размерами.

В царстве света и теней так же легко заблудиться, как и найти друг друга, так просто оказаться одному, как и не заметить, что вокруг кто-то есть. Но в этом и состоит замысел ночи — заставить нас поверить в волшебство и, отказавшись от предрассудков, мысленно полететь туда, куда кажется невозможным отправиться при свете дня.

Оставить комментарий