Американский и европейский стиль

Август 5th, 2013

Во второй четверти XX века в искусстве появился новый термин – «американский стиль». И хотя его истоки берут начало в Европе, расстояние в океан не могло не повлиять на возникновение культурных отличий между «новым» и «старым» светом. Ключевым моментом этого процесса, как ни странно, стала великая депрессия, охватившая Америку в 1929 году после злосчастного «черного вторника» – дня, когда обрушились фондовые рынки. Американское правительство не знало, как занять огромное количество безработных, и, в конце концов, стало финансировать массовое занятие творчеством. В период депрессии в Америке появляется огромное количество писателей, актеров, кинорежиссеров, художников и дизайнеров из самых различных сфер. Появляется и обретает независимость школа американской живописи, открывая новые перспективы, в том числе и для технического дизайна.

Американцы первыми начали смелые эксперименты с формами и цветом. В середине XX века в Америке стало модным нарушать устоявшиеся традиции, использовать необычные материалы, эпатировать публику. Европейцы тогда были более консервативны, но постепенно их накрывала волна американского культурного бума. Однако по иронии судьбы, многие новаторские идеи и сама энергия новизны надолго задержались в Европе. А Новый свет, пресытившись порой чересчур эксцентричным дизайном, снова обратился к истокам. И хотя мировой столицей современного искусства является Нью-Йорк, большинство американцев все же отдают предпочтение традиционным формам, которые там называют европейскими.
Выходит, в чистом виде нет ни «американского», ни «европейского» стиля? По большому счету так и есть, однако, бесспорно, существуют европейские и американские тенденции. И прослеживаются они достаточно четко, иллюстрируя вышесказанное. Посмотрим на коллекции светильников американских фабрик Fine Art Lamps и Schonbek. Они очень разные, но нельзя не заметить их общую черту – активное использование классических, романских, готических форм, а также форм ренессанса и раннего модерна. Типичную «европейскую» люстру FINE ART LAMPS 226540 (коллекция Вrighton Pavillion) можно легко принять за итальянскую, однако модель FINE ART LAMPS 547940 явно «американского» происхождения равно как бра FINE ART LAMPS 583050/5 и прочие модели коллекции Newport, в которых сочетаются изящные каркасы и многогранные плафоны необычных пропорций. Но у фабрики FINE ART LAMPS есть и совершенно нетипичные для мировых стилей изделия, например, светильники из коллекции Singapore Moderne, в которых используется отделка из серебра и бронзы.
Американцы уделяют много внимания бра, тогда как в европейском интерьере функцию главного освещения выполняет люстра. В Америке люстра включается в основном для гостей, и большую часть времени остается лишь украшением интерьера. Именно поэтому американские люстры – это зачастую самостоятельные арт-объекты, наделенные способностью светить.
В штатах любят роскошь, и гламурная люстра является обязательным атрибутом современного американского интерьера. При этом нередко такая люстра проповедует идеи американского поп-арта, как например, люстры Schonbek из коллекции Refrax, в дизайне которых прослеживаются оттенки творчества Роя Лихтенстайна и его последователей. Впрочем, многое зависит от интерьерного стиля.
В Америке по-прежнему в моде неоклассика. Но если в облике архитектуры новое палладианство все чаще уступает место более простым формам, то во внутреннем пространстве к упрощениям не стремятся – люстры и подвесные светильники серии Roman Empire выглядят очень по-американски. В этом ключе работают и многие другие американские фабрики. И все же надо заметить, что границы американского стиля весьма условны. Их нельзя определить, но их можно почувствовать…

Оставить комментарий