Словарь дизайнерских терминов

Июнь 15th, 2014

Абажур (фр. «abat-jour – приглушить свет)– затеняющая конструкция вокруг источников света (ламп). Преимущественно абажур встречается у подвесных светильников, торшеров и настольных ламп. Под абажуром сегодня подразумевают изделия из ткани, дерева, металла или пластика; если лампа затенена стеклянным абажуром, то его называют плафоном.
Авантюриновое стекло – разновидность муранского стекла. Характерная особенность авантюринового стекла – множество блестящих вкраплений, рассредоточенных в стекольной массе. Оригинальное авантюриновое стекло чаще всего бывает цветным.
Агатовое стекло – разновидность муранского (венецианского) стекла. Получается путем вплавления кусочков цветного стекла в мягкую прозрачную стеклянную заготовку (наборку). Размягчаясь, цветное стекло в процессе работы с заготовкой, растягивается, создавая причудливые узоры, подобные прожилкам мрамора или агата.
Азиатский стиль в интерьере исповедует, прежде всего, японские и китайские традиции архитектуры и домашнего убранства. Для азиатского стиля характерен этнический минимализм с обязательной юго-восточной атрибутикой.
Акварель – водорастворимые художественные краски и техника живописи. Акварелью также называют художественные работы, выполненные такими красками.
Аквариум – стеклянный сосуд для содержания пресноводных или морских рыб, а также водных растений. В интерьерном дизайне словом «аквариум» также могут называть любые конструкции из прозрачного стекла, например, остекленные ниши, стеклянные эркеры или небольшие функциональные зоны, огороженные стеклом.
Аксессуар – предмет-спутник или необязательное дополнение к чему-либо, однако добавляющее удобства или эстетики.
Альков – высокая ниша в стене, которая может служить комнатой, выделенным местом для шкафа или лестницы.
Альфреско – то же, что и фрески – настенная или потолочная живопись по сырой штукатурке.
Ампир – «имперский стиль» сформировавшийся во Франции в эпоху позднего классицизма. Для ампира характерна роскошь и театральность, достигаемые при помощи богатой лепнины, колонн, пилястров и прочих классических архитектурных элементов, выполненных с пафосом.
Английский стиль – характеризуется рафинированными классическими и традиционными для географически изолированной Великобритании интерьерными декорациями. В то же время, поскольку британцы долгое время были колонистами, в английском интерьере позднее появились атрибуты колониального стиля.
Ангоб – обожженный слой особой глины на керамических изделиях, наносимый для придания благородного вида.
Антик – произведения искусств, связанные с античной эпохой.
Антресоль – пристенный консольный ярус с ограждением, на который ведет лестница.
Аппликация – наклеенные фигуры или узоры.
Ар деко – эклектичный стиль архитекртуры, моды и искусства довоенного периода, воплотивший в себе идеи футиризма, кубизма и конструктивизма.
Ар нуво – то же, что и модерн – тиль в искусстве, зародившийся на рубеже 19-20 вв. Для ар нуво характерны плавные лини, романтические мотивы, в которых фигурируют стройные женские фигуры в длинных платьях, а также цветы и насекомые. В Америке ар-нуво часто называют «тиффини».
Арт энд крафт – минималистический стиль, провозглашающий главенство прямых линий, неприкрытость стыков и швов, а также вытеснение предметов ручной работы промышленными изделиями.
Аттик – в архитектуре обозначает стенку над карнизом. В современной архитектуре аттиковая стена образует помещение мансарды.
Аэростиль – дизайнерское направление, взявшее на вооружение обтекаемые стремительные формы самолетов.
Багет – профильная или резная рамка для картин, а также сам профиль.
Балдахин – занавес вокруг кровати, свисающий с потолка или верхней обвязки специального каркаса.
Балкон – консольная конструкция в архитектуре, выходящая за пределы стены.
Балюстрада – невысокое ограждение лестницы, балкона или антресоли.
Бамбук – крупный злак с длинным пустотелым одеревеневшим стеблем, достигающим в диаметре 15 см. Широко используется в декоративном искусстве.
Бар (в интерьере) – уголок или отделение в мебели, предназначенное для хранения спиртных напитков и сигар.
Барельеф – выпуклое лепное изображение на стене.
Барокко – первое звено эпохи ренессанса. Стиль появился в Италии XVII веке. Для барокко характерны контраст, динамичность, роскошь и философия величия человека.
Бархат – ткань с низким упругим ворсом.
Басон – декоративные текстильные аксессуары (тесьма, жгуты, кисти, бахрома и т.д.).
Батик – индонезийская техника росписи ткани с использованием т.н. резервирующих составов, образующих высокие контуры.
Батист – льняная или хлопковая ткань с полупрозрачным полотняным переплетением нитей.
Бонсай – японское прикладное искусство выращивания миниатюрных декоративных деревьев, являющихся точной копией больших деревьев.
Бра – настенный светильник.
Будуар – женская комната (чаще всего спальня или примыкающая к ней гардеробная).
Бук – дерево с твердой древесиной, которая часто используется для изготовления мебели и паркета.
Бутафория – имитация каких-либо предметов.
Вельвет – хлопковая ткань с коротким ворсом в продольный рубчик.
Вензель – декоративное изображение инициалов.
Веранда – остекленная или неостекленная пристройка с непрозрачной крышей.
Вестибюль – прихожая в больших домах и общественных помещениях.
Викторианский стиль – эклектика на основе английского стиля с элементами готики, рококо и экзотики. Сформировался в период правления королевы Виктории под влиянием восточных колониальных завоеваний и индустриальной революции второй половины XIX века.
Витраж – стеклянная цветная мозаика в металлической оправе.
Встроенные светильники – источники света, корпус которых вмонтирован в основание.
Галерея (архит.)– переход, сопровождающийся колоннами.
Галогеновые лампы – разновидность ламп накаливания, отличающаяся наличием газа-галогена в стеклянной колбе, который способствует боле яркому горению спирали и увеличивает ее ресурс.
Гардина – оконная занавесь.
Гирлянда – вереница лампочек (в световом дизайне) или иных украшений.
Глазурь – прозрачное водонепроницаемое покрытие керамики.
Глина – распространенная тонкозернистая осадочная порода, широко применяемая в строительстве и производстве керамических изделий.
Гобелен – тканая картина.
Гравированное стекло – прозрачное или матовое минеральное стекло с нанесенным по твердому фактурным рисунком.
Гравюра – художественная техника получения изображений методом печати с применением предварительно изготовленной матрицы.
Граффити – настенные рисунки любого содержания.
Гранж – современный стиль в моде и музыке, позиционируемый как «антигламур».
Даунлайт (даунлайтер) – встроенный источник направленного света, обращенный вниз.
Декор – элементы украшения чего-либо.
Джерси – трикотажная ткань из хлопка, шерсти, шелка, синтетики или их комбинаций.
Дизайн – общее название, относящееся к созданию формы чего-либо.
Дисгармония – отсутствие интуитивного согласия в сочетании цветов, звуков или форм.
Драп – плотное шерстяное сукно.
Драпировка – декоративно созданные складки ткани.
ДВП – древесно-волокнистая плита (оргалит). Используется в интерьерной отделке и мебельном производстве. Боится воды.
ДСП – древесно-стружечная плита. Недорогой заменитель массива древесины. Боится воды.
Жаккард – благородная, богатая ткань, названная в честь французского изобретателя ткацкого станка для получения узорчатой материи. Используется для штор, портьер, мебельной обивки и др.
Жалюзи – шторная система затенения окна, состоящая из набора параллельных ламелей.
Замша – натуральная кожа мягкой выделки с бархатистой поверхностью.
Зимний сад – стеклянная или полустеклянная пристройка, служащая для отдыха и в качестве укрытия для теплолюбивых растений в холодное время года.
Золотое сечение – математическое соотношение, характерное для пропорций биологических форм. Сокращенное до сотых значение золотого сечения равно 1,61. Пользуясь золотым сечением в дизайне, можно гарантировано получить формы с гармоническими пропорциями.
Изразцы – керамическая облицовка печей и каминов, выполненная в виде коробчатых плиток, которые нежестко фиксируются металлическими крюками, что позволяет отделке оставаться целой при нагревании.
Индустриальный стиль (в интерьере) – выражается с помощью грубых утилитарных конструкций, свойственных промышленным объектам.
Индекс цветопередачи (Ra) – характеризующий ее степень по шкале от 0 до 100 единиц.
Инкрустация – техника украшения древесины, камня, металла и т.д. встроенными элементами другого материла.
Инсталляция (в искусстве) – художественное произведение, составленное из каких-либо самостоятельных предметов.
Кабинет – комната в квартире или доме, оборудованная для интеллектуальной работы.
Камин – отопительный прибор с открытой топкой.
Канделябр – напольный подсвечник.
Кантри – загородный стиль.
Капитель – верхняя часть колоны.
Каркас – основная несущая жесткая конструкция.
Карниз – верхняя часть стены, стыкующаяся с крышей.
Кафель – керамическая плитка с глазурью.
Керамика – изделия из обожженной глины.
Китч – нарочно переоцениваемая безвкусица.
Классика (в пром. дизайне) – устоявшиеся и проверенные временем формы, привычные широкому потребителю.
Козетка – двухместный диван.
Клинкер – кирпич, полученный из специальной глины, обожженной до полного спекания. Обладает низким водопоглощением. Используется для фасадной отделки и мощения.
Колониальный стиль – направление в интерьерном дизайне, использующее атрибутику европейских колонистов и плантаторов 18-19 века.
Колорит – визуальная оценка взаимосвязи цветов изображения или объекта.
Композиция – законченное осмысленное расположение предметов на изображении или в инсталляции.
Консоль – полочная конструкция.
Конструктивизм – направление в советской архитектуре и искусстве 20-30-х годов, характеризующееся строгостью геометрии, монолитностью и лаконичностью форм.
Кориан – искусственный композитный камень, получаемый при смешивании измельченных минералов и акриловой смолы. Используется для изготовления столешниц, подоконников, сантехники и др. Кориан является запатентованным изобретением компании DuPont.
Красное дерево – все виды дорогой древесины, преимущественно экзотической.
Кронштейн – Г- образный или треугольный элемент настенного крепления.
Куртизан – современный материал с тефлоновым (грязеотталкивающим) покрытием. Широко используется для обивки мягкой мебели.
Лазурь – прозрачный или полупрозрачный лак, оставляющий видимой природную текстуру древесины. В художественном ремесле лазурью также называют светло-синюю краску.
Ламбрекен – название текстильных украшений для штор и портьер. Данный термин также употребляется для обозначения деревянной резьбы, украшающей окна и свесы крыши.
Ламели – тонкие наборные элементы жалюзи, а также некоторых других составных конструкций.
Лампа – осветительный прибор или источник света.
Ламинат – 1) тонкое текстурное покрытие деревоподобных материалов; 2) вид многослойного напольного покрытия, имитирующего паркет.
Лампион – стеклянный или бумажный цветной фонарь, используемый для создания иллюминации.
Лепнина – декоративные рельефные элементы из гипса, предназначенные для украшения архитектуры и интерьеров. Данное название также распространяется и на искусственные имитации из полиуретана или полистирола.
Линолеум – натуральное или искусственное рулонное напольное покрытие на тканой или нетканой основе.
Люкарна – архитектурный элемент скатной или купольной крыши с вертикально установленным чердачным окном.
Майолика – особая керамика с расписной глазурью, произошедшая с острова Мальорка.
Мезонин – надстройка (иногда со шпилем) над средней частью крыши дома.
Мемфис – стилистическое направление, родоначальником которого стала одноименная итальянская студия дизайна. Девиз мемфиса: «Не относись к дизайну слишком серьезно». Для этого стиля характерны всевозможные нарушения классических дизайнерских устоев и принятой гармонии.
Минимализм – обобщающее название группы стилей, исповедующих главенство пустого пространства. Для минимализма в интерьере характерно отсутствие на виду предметов обихода и выставленной на показ роскоши.
Модерн – см. ар-нуво.
Мозаика – техника составления изображений из отдельных мелких элементов.
Молдинг – накладной протянутый и рельефный багет, присутствующий на стенах или потолке.
Муранское стекло – то же, что и «венецианское стекло» – изделия из стекла, изготовленные вручную в мастерских острова Мурано.
Неоклассицизм – стилистическое обращение к мотивам античной Греции, возникшее в начале ХХ века после пресыщения избыточно замысловатыми формами модерна. В архитектуре неоклассицизм опирается на работы Палладио, использует классические пропорции, ищет новые формы, правила, построения которых не выходили бы за рамки классики.
Ночник – светильник со слабым источником света, который оставляют включенным на ночь для ориентирования в темноте.
Орнамент – ритмический узор, украшающий архитектуру, мебель, ткани, а также различные утилитарные предметы.
Охра – минеральный краситель, цвет которого от приглушено желтого до кирпично-красного.
Палитра – набор цветов и оттенков, используемых в одной композиции.
Панно – выделенное рельефным обрамлением пространство на стене, внутри которого может находиться плоское или рельефное изображение.
Паспарту – широкая картонная рамка, позволяющая изображение меньшего размера, вставить в большую раму.
Пентхаус – элитное жилое помещение на верху высотного здания.
Пергола – неглухая каркасная перегородка, предназначенная для поддержки вьющихся растений и одновременно выполняющая роль декоративного ограждения.
Пилястра – квадратная или четырехугольная полуколонна, одной стороной приставленная к стене. По тому же принципу присутствует и в мебели.
Плафон – 1) стеклянный абажур светильника; 2) потолок с богатой лепниной.
Подиум – конструкция, образующая дополнительный уровень в помещении.
Полихроматический – состоящий из многих цветов.
Поп-арт – авангардный стиль в искусстве, избравший средством выражения, вычлененные из обихода простые предметы.
Постмодернизм – утрирование других стилей в союзничестве с китчем и мемфисом.
Печворк – работа с цветными лоскутами. Этим словом также называются готовые изделия из них.
Рампа – группа светильников, объединенная в одну панель, подвешенную к потолку.
Розетка (светодизайн) – рельефный (чаще всего радиальный) лепной элемент на потолке или на стене, из центра которого выходит крепление светильника.
Романский стиль – утилитарный средневековый стиль, для которого характерны примитивные формы, лишь слегка тронутые изяществом.
Ротанг – стебель тропической лианы, широко используемый для плетения мебели и корзин.
Рустик – стиль с атрибутами сельской хижины, где преобладают рубленые примитивные и массивные формы.
Сайдинг – американская фасадная отделка «планка на планку», изначально скопированная с бортов деревянных кораблей.
Свет – радиомагнитное излучение видимого спектра.
Светильник – любой осветительный прибор.
Светотень – термин, при помощи которого пытаются словесно выразить присутствие эффектов, образующихся при наклонном освещении объемных предметов.
Сила света – фотометрическая величина, определяющая количество световой энергии, переносимой в единицу времени. В светотехнике сила света измеряется в кд/м².
Скандинавский стиль – термин, употребляемый преимущественно к мебели. Для скандинавского стиля характерны светлые натуральные древесные цвета и отсутствие какого-либо замысловатого декора.
Смальта – элементы мозаики из непрозрачного стекла.
Софит – 1) нижняя поверхность потолочной балки или карниза; 2) встроенный потолочный светильник.
Спотлайт – мощный направленный прожектор с величиной телесного угла не более 20°.
Спектр – общий волновой диапазон излучений.
Стеклоблок – стеклянный кирпич, используемый для оконного остекления или возведения прозрачных перегородок.
Стеновые панели – отделочные панели из различных материалов – от дерева (буазери) до кожи и пластика.
Стиль – кодекс, которому подчинена совокупность объектов в рамках одной композиции.
Текстура – естественный рисунок на плоскости древесины или камня.
Терракота – цвет обожженной глины.
Терраса (архит.) – деревянная или мощеная площадка для отдыха.
Торшер – напольный светильник на высокой подставке.
Тюль – воздушная полупрозрачная ткань.
Узор – декоративный рисунок.
Ультрафиолет – невидимое глазом оптическое излучение с короткой длиной волны в диапазоне 100-400 нм.
Фактура – рельефный регулярный рисунок поверхности.
Фарфор – особы вид керамики, получаемый при смеси пластичной огнеупорной глины, каолина, кварца и полевого шпата. Особенностью фарфора является некоторая светопроницаемость.
Фасад – наружная отделка здания.
Фэн-шуй – китайское метафизическое искусство планировки, помогающее достичь гармонии и процветания данного пространства. По законам фен-шуй построен Сингапур – один из самых богатых и процветающих городов планеты.
Филигранное стекло – оптически прозрачное стекло с вплавленными включениями в виде тонких, скрученных спиралью нитей, образующих декоративный эффект.
Фитодизайн – декоративно-прикладное искусство создания композиций с растениями.
Фольга – очень тонкий лист металла, используемый в декораторском искусстве, строительстве, промышленности.
Фриз – в настоящее время понимается, как горизонтальная орнаментальная полоса, заканчивающая настенную или мебельную отделку.
Фурнитура (мебель) – различные аксессуары мебельных конструкций.
Хай-тек – разновидность минимализма, для которой характерны технологические элементы индустриального дизайна. В хай-тек широко используются никелированный или хромированный металл и стекло, при этом практически не применяются материалы с природной текстурой и фактурой.
Холл – самое большое помещение в английской планировке. Аналогом холла в традиционной планировке является гостиная.
Цветное стекло – минеральное стекло, окрашенное в массе различными окисями металлов. Используется для витражей, плафонов, посуды и др.
Цветовая температура (в светотехнике) – характеристика света, описывающая спектральное положение светового излучения источника. Выражается в Кельвинах. Ц.т. распространенных источников света может быть от 800 до 20 000 К. Ц.т. освещения в яркий солнечный день составляет 5000 К. В сторону уменьшения Ц.т. в спектре источника увеличивается красная и желтая составляющая, а в сторону увеличения – синяя и фиолетовая.
Цветовое ощущение – способность зрения различать цвета.
Циновка – плетеная дорожка или коврик из соломы, джута, лыка и других материалов растительного происхождения.
Цоколь – опорная часть здания, расположенная выше уровня грунта.
Чеканка – техника выдавливания изображений и орнаментов на металлической жести, а также изделия, выполненные в этой технике.
Шарнир – подвижное механическое соединение деталей.
Шезлонг – рамное кресло для отдыха в полулежачем положении.
Шинилл (фр. Сhenille – гусеница)– разновидность жаккардовой ткани, имеющая ворсистую структуру. Часто используется для обивки мягкой мебели.
Шторы – оконные занавеси, собирающиеся кверху в рулон.
Эвритмия – тотальная симметрия в форме или композиции.
Эклектика – смешение стилей.
Экспрессия – усиленная выразительность форм и цвета.
Экстерьер – внешний вид.
Эмаль – герметичное стеклообразное покрытие металла путем высокотемпературного обжига нанесенной эмалевой массы.
Эргономика – дисциплина, изучающая принципы рационального взаимодействия человека с технической средой.

Оставить комментарий