Каким был бы мир без стекла – без этого удивительного, загадочного и в чем-то метафизического материала?

Это трудно даже вообразить, настолько глубоко стекло проникло в ключевые сферы деятельности человека. Удивительно, что о столь широко распространенном материале, технология получения которого известна более 5 тыс. лет, потребители почти ничего не знают. Например, то, что стекло никто специально не изобретал.

Секрет стекла был открыт случайно. Древние финикийские купцы однажды разожгли костер на берегу реки и обложили его кусками, привезенной из Африки соды, вместо камней, потому как тех по близости просто не оказалось. Наутро на месте костра не было соды, но лежал слиток твердого прозрачного материала, похожего на гигантский кристалл.
С тех пор технология изготовления минерального стекла, по сути, не изменилась. Это все тот же сплав песка и поташа, который снижает температуру плавления кварца. Однако материал не так прост, как кажется. Загадка кроется в его структуре. Ломоносов, Лауэ, У. Брэгг и многие другие великие умы были увлечены в свое время стеклом.

Среди них оказался и наш современник Витторио Ливи – знаменитый итальянец, покоритель стекла, основавший в 1973 году фабрику Fiam, создающую сегодня настоящие светопрозрачные шедевры.

Маэстро не изменяет стеклу без малого сорок лет. Об этом материале он знает больше, чем кто-либо иной. Результатом его исследований и многочисленных экспериментов стали образцы стекол, обладающих уникальными свойствами. Ливи научился «играть» с прочностью и хрупкостью стекла, делать его прозрачнее и придавать ему не свойственные ранее качества.

Целые эпохи стекло оставалось материалом, из которого делали посуду и украшения. Тысячелетия люди умели выдувать из стекла емкости, отливать его в формы, но получать плоские стеклянные листы научилось относительно недавно. Следующим технологическим шагом был изгиб стекла и изготовление стеклянной мебели. Генератором и сподвижником этих идей стал, влюбленный в стекло Витторио Ливи. Ему удалось «заразить» своим энтузиазмом самых именитых дизайнеров современности. Ливи воплотил мысли на тему стекла таких метров, как Филипп Старк, Вико Маджистретти, Рон Арад и многих других. Благодаря этому появилась концепция прозрачной мебели, материалом для которой могло быть только минеральное стекло, поскольку ничто иное сумело похвастаться в такой степени уникальным набором свойств.

Сам же Витторио Ливи воспевает и боготворит стекло. Он считает этот материал самым современным, модным и благородным. По его мнению, с которым трудно не согласиться, красивый интерьер немыслим без стекла. Однако в исполнении фабрики Fiam – это не просто стекло, это арт-объект, в котором творческое вдохновение объединилось с передовой научной и дизайнерской мыслью.

Стекло наделено удивительной способностью одновременно пропускать свет и отражать его. Если на стекло нанести амальгаму, то оно становится зеркалом. Искривленная поверхность искажает отражение. Эти на первый взгляд простые свойства делают великую работу, благодаря чему стекло остается для нас столь любимым материалом.

Витторио Ливии окончательно сломал стереотипы о стекле, когда вместе с дизайнерами Чини Боери и Тому Катаянаги в 1987 году создал стеклянное кресло «Ghost», не имеющее аналогов в мире. Появлению такого необычного предмета предшествовали несколько специально разработанных технологий. В частности, формовка кресла из единого плоского листа происходила под действием температуры и гравитации. Технология гениально проста: лист стекла укладывался на форму будущего кресла, после чего разогревался в печи до температуры плавления и под силой собственной тяжести изгибался, обволакивая матрицу.

Понятно, что для изготовления кресла-призрака использовалось не обычное стекло, а безопасное, противоударное. Кроме того, технология имеет множество тонкостей таких, например, как снятие напряжения внутри материала и прочих. Такое стекло спокойно выдерживает падение металлического ядра, и потому кресло «Ghost» является не только концептуальным объектом, но и предметом, не исключающим утилитарную функцию.

Итальянская фабрика FIAM во главе с ее бессменным, можно сказать, духовным лидером Витторио Ливи способна удивить многим. Кресло «Ghost», безусловно, является флагманом компании, однако все, что сходит с ее «стапелей» заслуживает не меньшего уважения, ибо сделано с огромной любовью.