Восприятие окружающего мира человеком на 90% формируется посредством зрения.

И картина этого мира может сильно меняться в зависимости от освещения. Но природа придумала только один стабильный источник освещения – солнце, тогда как человек продвинулся в области светодизайна гораздо дальше.
Хороших световых дизайнеров так же немного, как и хороших художников. И те, и другие рисуют, но только одни красками, а другие светом. Каково же творчество светодизйнеров, и с чего начинается дизайнерский проект освещения?

Первое о чем задумывается светодизайнер, подходя к тому или иному объекту, – это концепция будущего освещения. Именно концепция в итоге определяет выбор осветительных приборов, тип освещения и его силу.
В светодизайне существуют правила, но нет ограничений. Концепция будущего светового дизайна архитектурного объекта или помещения должна обязательно согласовываться с его функцией. Например, если это спальня, то концепция освещения будет подчинена расслаблению; в офисе, напротив, освещение должно побуждать к бурной деятельности, – соответственно концепция выбирается энергичная. И так со всем…
В то же время концепция и функция помещения – ни одно и то же. Концепция является сюжетом, обыгрывающим функцию. Ее поиску светодизайнер посвящает больше всего своих творческих усилий. Свой поиск он ведет сразу в нескольких планах.
Технический план. Светодизайнер обязательно должен отлично разбираться в современной осветительной технике – знать ее возможности, быть в курсе последних трендов и держать в голове огромное разнообразие моделей светильников, классифицируя их по дюжине параметров.
Эстетический план. Поскольку в светильнике ценен не только, исходящий от него свет, но собственно внешний вид, выбранные модели обязательно должны гармонировать со стилистикой окружающей обстановки. Причем, не обязательно быть в одном стиле, а именно гармонировать. В современном светодизайне светильники часто идут в разрез общей стилистике интерьеров. А вот тонкость и красота такого контраста зависит от таланта и вкуса дизайнера.
Психологический план. С помощью игры света создаются различные иллюзии. Определенный свет может вызвать как подъем настроения, так и депрессию. Подобные эффекты объясняются довольно простыми оптическими законами. Однако не на всех одни и те же приемы воздействуют одинаково. В частных проектах чрезвычайно важно учитывать психологические особенности личности, для которой разрабатывается светодизайн. Впрочем, людей с нестандартным восприятием света немного, поэтому при разработке освещения для общественных объектов применяются традиционные методы.
Традиции освещения. Исторически сложилось так, что в Америке и Европе сформировались две абсолютно разные концепции освещения. Это касается преимущественно жилых интерьеров, хотя также затрагивает и интерьеры гостиниц, ресторанов и подобных заведений. В Америке практически не применяется общее освещение. Там отдают предпочтение освещению зональному. В Европе же верны классическим традициям, в которых доминируют люстры.
Светотехнический расчет. Любой проект освещения, в т.ч. и светодизайнерский, требует светотехнического расчета. При его выполнении, в первую очередь, имеет смысл обратиться к действующим нормативным документам, в частности, к СП 52.13330.2011., являющимся модернизированным СНиП 23-05-95. В данном своде правил приведены нормативы освещенности для учебно-производственных, общественных и жилых объектов.
Особенно светотехнический расчет важен при создании проекта освещения больших помещений и ландшафтов, в которых применяется большое количество источников света, и где присутствует зональность.
Освещенность принято выражать в люксах (лк или lx). Данная величина характеризует интенсивность освещенности единицы площади. Для жилых помещений определена т.н. типовая освещенность. Согласно нормам, например, освещенность рабочего кабинета должна находиться в пределах 320-500 лк, а в жилой комнате, где общее освещение предназначено в основном для ориентирования, достаточно будет освещенности в 50-100 лк.
Световая отдача искусственных источников разных типов (галогенные, люминесцентные, светодиодные) неодинакова, и это тоже принимается во внимание при светотехническом расчете. В производственно-учебных зданиях применяется комбинированное освещение, в котором учитывают также и естественное освещение через остекление. Естественное освещение обладает высокой интенсивностью. В пасмурный день освещенность на улице такая же, как в телестудии, созданная мощными софитами, не говоря уже о ярком солнечном дне.
Далеко не последнюю роль в освещении играет и цветовая температура источников. Для освещения рабочих поверхностей применяется нейтральный и холодный свет, т.к. он способствует сосредоточению. А вот к отдыху и расслаблению располагает теплый свет со значительной красной составляющей. При этом использование в одном интерьере источников с разной цветовой температурой может вызвать визуальный дискомфорт. Смешивать температуры необходимо очень аккуратно и учитывать при этом цвета окружающей обстановки.
Очевидно, что разработка светотехнического проекта – дело квалифицированного специалиста. Выше были рассмотрены только самые понятные для простого читателя факторы, но в светотехническом проекте учитывается множество корректирующих коэффициентов, дифференцирование световых источников, их взаимодействие с фоном и целый ряд специфических параметров.